Поиск
Поиск

Кинопрогулка по центру Рима

Археологическая зона в центре Рима сама по себе похожа на огромную съёмочную площадку: величественные и загадочные памятники древности так и просятся на экран.

 

Символ Рима Колизей играет важную роль в фильме Стено «Американец в Риме» 1954 г. — классическом образце жанра «комедия по-итальянски». А вот у Бернардо Бертолуччи в «Конформисте» (1970 г.) атмосфера Колизея гораздо более мрачная: драматичный финал фильма разворачивается именно внутри амфитеатра, где главный герой перекладывает вину за совершённое им убийство на невинного человека.

Финальная сцена фильма «Конформист», снятая внутри Колизея

И всё-таки невозможно забыть о персонаже великолепного Альберто Сорди — римлянине Нандо Мерикони, который забирается на самое верхнее кольцо Колизея, угрожая спрыгнуть вниз, если ему не позволят осуществить свою мечту и поехать в Канзас-Сити.

«Американец в Риме». В главной роли — Альберто Сорди

Капитолийская площадь — место с потрясающей аурой. Это хорошо прочувствовал русский режиссёр Андрей Тарковский, который снял здесь редкую по силе сцену фильма «Ностальгия» (1983 г.). Друг главного героя совершает здесь самоубийство во имя возвращения к утраченной современниками простоте.

Сцена из фильма «Ностальгия», снятая на площади Капитолия

На этой же площади находится палаццо-деи-Консерватори с гигантскими руинами античных скульптур. Именно здесь, прогуливаясь в напряжённой тишине среди мраморных экспонатов, героиня фильма Джейн Кэмпион «Портрет леди» (1996 г.), которую играет Николь Кидман, понимает, какие жестокие интриги плетутся вокруг неё.

Монументальный комплекс «Витториано», который доминирует над площадью Венеции, является одним из действующих лиц фильма Питера Гринуэя «Живот архитектора» (1987 г.). В этой причудливой ленте перемешиваются сны и безумие наяву, а сценографическая мощь монумента раскрывается в полную силу. А в фильме-катастрофе Джона Эмиела «Земное ядро» (2003 г.) «Витториано» взрывается и обрушивается вместе с Колизеем вследствие внезапной остановки вращения земного ядра.

«Живот архитектора» Питера Гринуэя

Нанни Моретти выбрал для заключительной сцены «Красной голубки» Большой Цирк. Сцена получилась необычно символической для римского режиссёра: красное солнце из папье-маше восходит из-за холма Авентин, поднимаясь над огромной ареной.

Журналист и принцесса в исполнении Грегори Пека и Одри Хепбёрн — бесспорно, главные герои «Римских каникул» Уильяма Уайлера. Но есть в этом фильме ещё один герой: это, разумеется, сам город Рим, по которому персонажи передвигаются на скутере марки Vespa, так что кинолента получилась самым настоящим рекламным роликом, благодаря которому Рим и Vespa прославились на весь мир.

Первая встреча главных героев происходит у арки Септимия Севера, на фоне римского форума. Затем они ненадолго заглядывают в Колизей. Но самая знаменитая сцена разворачивается в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин, у знаменитых «Уст истины». Герой Пека рассказывает девушке легенду об испытании на честность: если человек лжёт, уста смыкаются, откусывая ему руку. А затем он сам кладёт руку в отверстие и тут же вскрикивает от боли, до смерти перепугав принцессу, но уже через несколько секунд все от души смеются.

Так античный канализационный люк стал ещё одним незабываемым символом всего города, который по сей день собирает туристов, желающих испытать себя.

Прогулка на скутере Vespa в фильме «Римские каникулы»

 

Колизей

Колизей — возможно, самый известный памятник во всём мире. Название его происходит от «Колосса» — огромной бронзовой статуи императора Нерона, установленной рядом с амфитеатром Флавиев во II в. н.э.

Арена, сооружение которой началось при Веспасиане и завершилось при его сыне Тите в 80 г. н.э., была предназначена для гладиаторских боёв и игр, а также для травли свирепых и экзотических зверей.

Колизей

Колизей © Shutterstock.com

Внешняя часть Колизея состоит из четырёх уровней, расположенных друг над другом. Восемьдесят арок с полуколоннами образуют первые три, а четвёртый состоит из глухих проёмов, которые чередуются с окнами. Именно там, в самом верхнем уровне, были установлены кирпичные и деревянные элементы для закрепления огромного тента, который защищал зрителей от солнца и дождя. Трибуны внутри амфитеатра выполнены из облицованного мрамором кирпича. Сама арена представляла из себя огромный деревянный настил, покрытый песком. В подземной части сооружения была устроена тесная сеть тоннелей и коридоров, где держали зверей и хранили оборудование и подъёмные механизмы.

Колизей

Колизей © Shutterstock.com

Периодически эти помещения, сохранившиеся в том виде, в котором их засыпали землёй в V в. н.э., открывают для публичного осмотра. В отличие от наземной части Колизея, они не подверглись никаким изменениям за всю последующую историю.

 

Капитолий

Пьяцца-дель-Кампидольо

Пьяцца-дель-Кампидольо © Shutterstock.com

Хотя Капитолий — самый низкий из семи римских холмов (кроме него, это Авентин, Целий, Эсквилин, Палатин, Квиринал и Виминал), хотя он обладает наименьшей площадью, именно с ним теснее всего связаны главные исторические события, имевшие место в Риме. Объясняется это просто: с глубокой древности именно здесь были сконцентрированы политическая и религиозная жизнь города.

Сегодня на спроектированной Микеланджело площади, подняться на которую можно по великолепной лестнице Кордоната, стоят здания-близнецы палаццо-деи-Консерватори и палаццо-Нуово (в них находятся замечательные Капитолийские музеи), а также палаццо-Сенаторио, где работает римский мэр.

 

«Уста истины»

Уста истины

«Уста истины» © Carlos Muñoz Fernandez / Flickr.com

«Уста истины» — это древняя маска в виде лица бородатого мужчины диаметром 1,8 м, вероятно, служившая крышкой для канализационного люка, замурованная в стену портика перед входом в церковь Санта-Мария-ин-Космедин. Глаза, нос и рот мужчины имеют отверстия для слива воды. Фильм Уильяма Уайлера «Римские каникулы» с Одри Хепбёрн и Грегори Пеком в главных ролях, вышедший на экраны в 1953 г., прославил эту достопримечательность на весь мир. Её популярность связана с легендой о том, что рот якобы откусит руку всякому лжецу. Очередь туристов, по сей день желающих сфотографироваться с рукой во рту у маски, свидетельствует о мощи фотографического образа; ну а те, кто побаивается это сделать, наверняка имеют обыкновение иногда приврать.

 

Капитолийские музеи

В 1471 г. папа Сикст IV преподнёс гражданам Рима несколько бронзовых статуй. Так появился первый публичный музей на свете.

В залах Капитолийских музеев

В залах Капитолийских музеев © Shutterstock.com

Собрание Капитолийских музеев выставляется в двух зданиях, стоящих по сторонам от Палаццо-Сенаторио вокруг площади Кампидольо, — Палаццо-деи-Консерватори и Палаццо-Нуово. Два этих здания связаны подземной галереей, где выставляются каменные плиты с надписями и откуда можно попасть в помещение древнеримского архива Табулария, чьи могучие арки видны с римского Форума.

Частью экспозиции музеев является оригинал бронзовой конной статуи Марка Аврелия.

Стоит также заглянуть в музейное кафе: оно находятся на великолепной террасе Палаццо-Каффарелли, откуда открывается по-настоящему захватывающий вид. Там можно задержаться на бранч, перекусить сэндвичем или ещё чем-нибудь, выпить чашечку кофе или чая, коктейль или ликёр.

 

«Витториано»

Витториано

«Витториано» © Shutterstock.com

После смерти короля Италии Виктора Эммануила II d 1878 г. было принято решение возвести памятник в честь Отца Отечества и всех тех, кто положил жизнь ради объединения страны. В 1880 был объявлен первый международный конкурс, в котором одержал победу французский архитектор Анри-Поль Нено, однако никакой реализации проекта не последовало.

Через два года был проведён новый конкурс, на сей раз только для итальянцев. Кроме того, участникам был предложен подробный перечень требований к проекту: им предписывалось создать «комплекс, который будет построен на северной части Капитолия, на одной оси с улицей виа-дель-Корсо; бронзовую конную статую короля; архитектурный фон минимум тридцати метров в длину и двадцати девяти в высоту, в свободной форме, однако же закрывающий расположенные за ним строения и церковь Санта-Мария-ин-Аракели сбоку».

Срок на разработку проекта составлял один год. Всего поступило 98 заявок, в шорт-лист вошли три, а в итоге комиссия единогласно одобрила проект молодого архитектора Джузеппе Саккони из области Марке.

 

Место
Лацио
Ключевые слова
искусство, история, маршрут, Рим

Похожие материалы

Культура и искусство

Квартал Коппеде в Риме: сон в стиле «либерти»

Лацио
Посмотреть
Культура и искусство

Капелла Бранкаччи

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

По Риму с Джан Лоренцо Бернини

Лацио
Посмотреть
Made in Italy

Музей марки Сальваторе Феррагамо

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

4 главных замка Неаполя

Кампания
Посмотреть
Культура и искусство

Милан: по следам Леонардо да Винчи

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку