Музей Польди-Пеццоли
Коллекция музея Польди-Пеццоли настолько богата, что может показаться, будто он был основан несколько веков назад. В действительности этот дом построен в конце XIX в. в качестве резиденции дворянина Джан Джакомо Польди-Пеццоли, страстного коллекционера картин, скульптуры, оружия, фарфора, стекла, текстиля, часов и ювелирных украшений. Это было совершенно оригинальное жилище: декор, произведения искусства и предметы обстановки наполняли его пространство цветом и формами, сохраняя при этом неожиданное равновесие целого.
Кабинет Данте в стиле цветущей готики и зал муранского стекла служили коллекционеру частным кабинетом и спальней, соответственно. Зал оружия хранит старинные ломбардские предметы и немецкие ружья, известные точностью боя. От более внимательного взгляда не утаятся произведения искусства, украшающие стены: в частности, символ музея — «Портрет дамы» Поллайоло, а также «Мадонна с книгой» и «Снятие с креста» Боттичелли.
Не пропустите необычную коллекцию механических и солнечных часов. А ещё знаменитый «Персидский охотничий ковёр» середины XVI в. — один из самых древних подписанных и датированных ковров на свете.
Гордость музея – картины XIV-XVIII вв., среди которых ряд шедевров Поллайоло, Джованни Беллини, Мантеньи, Пьеро делла Франчески, Тьеполо и Гварди. И, конечно, Франческо Айеса, Бернардино Дзенале и Каналетто.
Благодаря в том числе щедрым пожертвованиям музей Польди-Пеццоли может похвастаться одной из лучших коллекций в Европе. Джан Джакомо занялся обустройством своего необычного дома в 1850 году, решив посвятить несколько залов («Комнаты художников») различным стилям прошлого (Средневековье, раннее Возрождение, барокко, рококо), а лучшие художники того времени их расписали и украсили.
Кстати
Джан Джакомо Польди-Пеццоли унаследовал страсть к коллекционированию от матери, Розы Тривульцио, чей отец Джан Джакомо, в свою очередь, владел изысканным собранием предметов искусства.
Первым пространством, обустроенным в доме-музее, стал Зал оружия. Изначально он находился на втором этаже. Во время Второй мировой войны музей был почти разрушен, и собранию был нанесён серьёзный урон. В 1951 г. дом снова открыл свои двери публике, но был серьёзно перепроектирован: Зал оружия перенесли на первый этаж.
Музей Багатти-Вальсекки
Бароны Фаусто и Джузеппе Багатти-Вальсекки (первый родился в 1843 году, второй — в 1845), адвокаты, решили построить себе дом в стиле аристократических дворцов итальянского XVI в. Необычная мечта братьев-миланцев сбылась в 1883 году, когда взору всех горожан открылся фасад их палаццо, каждая из комнат в котором была обставлена предметами старины. Здание состоит из двух прилегающих корпусов на виа Санто Спирито 7 и 10; в 1994 году домом-музеем стало лишь второе строение.
Два брата вели светскую жизнь, став важными фигурами в среде коллекционеров и высшей буржуазии той эпохи. Сегодня их резиденция — один из лучших домов-музеев Европы по степени сохранности. Здесь можно полюбоваться ценными предметами XV-XVI веков: например, резной деревянной кроватью из долины Вальтеллина, коллекцией каминов и картиной Джованни Беллини «Святая Юстина Борромео».
Интересные факты
Часть предметов, хранящиеся в этом доме-музее, — оригиналы XV-XVI веков, остальное — подражания, выполненные великими мастерами с необычайной точностью по заказу братьев. Также Багатти-Вальсекки увлекались спортом и одними из первых опробовали такие изобретения, как велосипед или воздушный шар.
Музей Боски-ди-Стефано
Дом-музей Боски-ди-Стефано был открыт в феврале 2003 года в доме номер 15 на виа Джорджо Ян. Здесь жили супруги Антонио Боски и Марьеда Ди Стефано, собравшие коллекцию из более двух тысяч произведений; около трёхсот они подарили властям Милана в 1974 году.
Эта коллекция — потрясающее свидетельство итальянского искусства XX в. В ней представлена живопись, скульптура, графика с первого десятилетия прошлого века до 60-х годов включительно. Особенный интерес представляет «Зал итальянского искусства XX века», где выставляются работы Фуни, Маруссига, Тоцци, Карра и Казорати.
Невероятное собрание произведений искусства, особенно для частного дома. В нём есть шедевры таких признанных мастеров, как Лучо Фонтана, Де Кирико, Сирони, Де Пизиса и Боччони.
Запчасть как искусство
Эластичная муфта джубо, она же «муфта Боски», — золотая копия детали трансмиссии автомобиля, которую коллеги преподнесли в дар хозяину дома в 40-й год его работы в Пирелли.
Дом Мандзони
В октябре 2015 года дом Алессандро Мандзони был открыт в обновлённом виде. Новостью стало и открытие сада, который теперь входит в проект «Галереи Италии».
В доме Мандзони кажется, что всё сохранилось в неизменном виде. Невозможно остаться равнодушным, прогуливаясь по комнатам, где рождались тексты, повлиявшие на всю последующую итальянскую литературу.
Письменный стол, за которым работал писатель, стоит нетронутым в кабинете, где он принимал Гарибальди в 1862 и Верди в 1868 году. А ещё здесь есть портреты, гравюры и другие реликвии, которые сохранили и подарили музею историки и коллекционеры, такие как Пьетро Брамбилла.
Дом на виа Мороне, где автор жил со своей семьёй с 1813 по 1873 год, был одним из самых желанных литературных салонов города. Там встречались такие интеллектуалы, как Томмазо Гросси, Антонио Розмини, Луиджи Россари, Джованни Беркет и Эрмес Висконти.
Любопытные факты
Сад стал одной из тех причин, по которым Мандзони решил приобрести этот дом: писатель увлекался ботаникой и садоводством.
У Томмазо Гросси в этом доме был свой кабинет; он долгое время жил здесь вместе с Мандзони, который радушно принимал гостя.
Ещё в этом доме проходили спиритические сеансы и эксперименты с магнетизмом, которые тогда были в моде. Устраивал их здесь Стефано Стампа, сын Донны Терезы — второй жены Мандзони.
Палаццо-Морандо
В 2010 году сюда переехали коллекции тканей, платьев и аксессуаров, которые до этого хранились в городском музее прикладного искусства замка Сфорца. Это позволило горожанам, жителям Италии и всего мира получить в своё распоряжение отдельное пространство, украшенное коллекцией картин с городскими пейзажами Милана XVI-XIX веков, которая уже существовала в палаццо Морандо.
Любопытные факты
Графиня Лидия Капрара Морандо Аттедоло Болоньини после своей смерти 30 января 1945 году завещала палаццо, которым владела, вместе со всей обстановкой, муниципалитету Милана, который обустроил в здании музей Милана.
Вилла Некки-Кампильо
Погружение в атмосферу светской жизни Милана первой половины XX в. со всеми его ритуалами и традициями – это то, что ощущаешь на вилле Некки-Кампильо, построенной миланским архитектором Пьеро Порталуппи в 1935 году. Здание расположено в центре города и прекрасно сохранилось как внутри, так и снаружи: на его территории есть просторный сад с бассейном и теннисным кортом.
Вилла принадлежала супругам Некки-Кампильо, известным представителям ломбардской высшей промышленной буржуазии, ценившим комфорт, благополучие и красоту. Их гармоничный дом исполнен изящества и украшен элементами декоративно-прикладного искусства. В 2001 году он был пожертвован наследницами Фонду итальянского наследия (FAI).
Любопытные факты
Эта вилла стала символом наступления эпохи рационализма в современной архитектуре, вошедшего в моду в Милане и по всей Италии в тридцатые годы. Интерьер сохранил по сей день декоративные решения и обстановку, выбранные владельцами.
Дом Альды Мерини
Поэтесса Альда Мерини жила в доме 47 на виа Рипа-ди-Порта-Тичинезе вплоть до своей смерти в 2009 году. Удалось сохранить её мебель, предметы обстановки и исписанные надписями стены, которыми Мерини пользовалась, словно страницами блокнота, записывая на них телефонные номера, афоризмы, мысли, рисуя карикатуры.
К сожалению, сохранить тот дом как свидетельство жизни и работы поэтессы не удалось, так что её дом-музей был обустроен в доме 32 на виа Магольфа, в бывшей городской табачной лавке.
Дом находится в квартале Навильи старого Милана, где Мерини родилась и жила. Это идеальное место для посвящённого ей музея, поскольку именно здесь складывался литературный и жизненный опыт поэтессы.
Музей, открытый 21 марта 2011 года в честь 80-летия поэтессы, занимает 120 квадратных метров на двух этажах. На первом этаже открылось «Ателье слова» — поэтическая мастерская, где молодые поэты могут набраться опыта, а этажом выше воспроизвели спальню поэтессы. Там обустроена экспозиция с поэтическим названием «Я родилась двадцать первого весной», иллюстрирующая биографию поэтессы, её стихотворения и фотографии. Кроме того, здесь собраны предметы, которыми она пользовалась в быту: бижутерия в ящичке комода, разбросанная по кровати одежда, сигареты, увядшие розы.
Музей Манджини-Бономи
Элегантный дворец XV в. в центре Милана, в двух шагах от Амброзианской картинной галереи. Здесь Эмилио Манджини, миланский предприниматель, который занимался недвижимостью, исполнил свою мечту: сделать собственное жилище музеем, открытым для всех. В этом доме экспозиция состоит из сорока разделов. Кроме предметов мебели, которыми обставлены пять этажей дома, здесь представлены большие коллекции саквояжей, игральных карт, вееров, оружия, игр, археологических находок и других вещей.
Также здесь вы увидите тысячи предметов, рассказывающих о быте людей: статуэтки, необычные штуковины, часы, шкатулки, секретеры, ларцы, прогулочные трости, одежду, керамику, предметы культа и многое другое.
Музей-Студия Акилле Кастильони
После смерти великого дизайнера Акилле Кастильони его наследники совместно с миланским музеем «Триеннале» учредили его музей-студию, открывшийся в 2006 году. Здесь проходят экскурсии для небольших групп, которые проводят вдова и дочь Кастильони, во время которых они показывают посетителям комнаты, где многие годы рождались и обретали материальное воплощение его проекты.
Кроме того, в музее продолжают работать люди, сотрудничавшие с дизайнером более 20 лет: теперь они занимаются каталогизированием его наследия, оцифровкой его проектов, макетов, рисунков и фотографий, созданных Кастильнони на протяжении 60 лет работы.
Интересные факты
Особенный интерес представляет подход к работе самого Акилле Кастильони и его братьев Ливио и Пьер Джакомо. Его можно одновременно охарактеризовать как ремесленный и в то же время высоко творческий. Кастильони начал свой профессиональный путь в 1940 году и удостоился сначала признания в академической среде (он получил кафедру на факультете архитектуры Туринского университета, а с 1980 по 1993 года был ординарным профессором промышленного дизайна в Милане), а затем и разнообразных наград от профессионального сообщества. Молодым дизайнерам и людям творческих профессий будет полезно прикоснуться к его опыту.
Работы Кастильони выставляются по всему миру: в нью-йоркском музее современного искусства (MoMa), лондонском музее Виктории и Альберта, цюрихском музее декоративно-прикладного искусства (Kunstgewerbe), мюнхенском государственном музее декоративно-прикладного искусства (Staatliches Museum fur Angewandte Kunst), музее дизайна Прато, пражском музее декоративного искусства (Uměleckoprůmyslové muzeum), иерусалимском музее Израиля, денверском художественном музее, музее дизайна Vitra в Вайль-ам-Райне, музеях декоративно-прикладного искусства Гамбурга и Кёльна.
Музей-студия Франческо Мессины
В музее-студии хранится 80 статуй и 26 графических работ сицилийского художника. Эти произведения создавались на разных этапах творческой жизни мастера и позволяют составить представление о его выдающейся технике и интересе к реалистическому искусству.
Большинство скульптурных работ, представленных здесь, выполнены в бронзе; кроме того, есть несколько замечательных терракотовых статуй с полихромной росписью, а также работы из гипса, мрамора и воска. Художник запечатлел всю экспрессию своих персонажей — будь то мчащиеся кони, гибкие танцовщицы или известные люди прошлого столетия — в мгновении, исполненном жизненной силы.
В графике Мессина работал в схожей тематике: здесь мы тоже видим обнажённую натуру, лошадей, портреты. Техника исполнения разнообразна: есть литографии, акварели, пастель и карандашный рисунок.
В музее проходят выставки и мероприятия, посвящённые современной скульптуре.