Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов. Четыре дворцовых корпуса вобрали в себя лучшее из французского Версаля и испанского Эскориала.
И резиденция, и дворец вошли в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году. Это одно из тех мест, которое нельзя не посетить, путешествуя по Италии. Мы публикуем две статьи, посвящённые парку и самой резиденции, любезно предоставленные интернет-изданием Arte.it.
Королевский дворец – ядро монументального комплекса Реджа-ди-Казерта (Reggia di Caserta). Он был спроектирован архитектором Луиджи Ванвителли по заказу короля Неаполя и Сицилии Карла III из династии Бурбонов. Прямоугольное в плане сооружение разделено на четыре внутренних двора двумя поперечно расположенными корпусами. В месте их пересечения Ванвителли первоначально планировал разместить купол, однако эту идею реализовать не удалось; вместо купола комплекс венчает небольшая башенка-лантерна. Общая площадь дворца составляет 47 000 квадратных метров, а высота – 41 метр.
Парадная лестница
От главного входа дворца начинается длинная галерея, проходящая через весь дворец насквозь, создавая эффект подзорной трубы. Она проходит по одной линии с «дорогой воды» — длинной цепочкой фонтанов и бассейнов с водопадом у подножия горы Бриано. В середине галереи находится восьмиугольный нижний вестибюль, из центра которого видны все четыре внутренних двора.
Справа начинается парадная лестница, сердце дворца, превосходный сплав двух начал: классицизма и барочной театральности. Длинный центральный пролёт увенчан двумя мраморными львами. Далее он раздваивается, переходя в боковые параллельные марши. На задней стене лестницы можно увидеть три ниши со статуями, чьё символическое значение архитектор Ванвителли подробно описал в «Экспликации чертежей».
Статуи эти должны были быть выполнены из мрамора, однако судьба распорядилась так, что их создание остановилось на этапе гипсовых прототипов. Центральная фигура изображает королевское величие, а аллегории по сторонам от неё — достоинство и истину; авторы скульптур — соответственно Томмазо Солари, Андреа Виолани и Гаэтано Саломоне. На площадке, где лестничный пролёт раздваивается, можно одновременно насладиться лучшим видом на оба вестибюля, нижний (где доминирует гигантская статуя Геракла) и верхний, ведущий в старинные апартаменты.
Свод
Отдельного упоминания заслуживают конструкторские решения, которые Ванвителли выбрал при проектировании королевского дворца в Казерте; этому аспекту комплекса посвящён специальный маршрут под названием «Королевская лестница от небес и до земли».
Из верхнего вестибюля можно попасть на верхний уровень здания и полюбоваться потолками. Часть из них расписаны: например, художник Джироламо Стараче Франкис (1730-1794 гг.) изобразил здесь резиденцию Аполлона, а по сторонам от неё поместил четыре медальона с аллегориями времён года; по мысли Франкиса, эта композиция символизирует поддержку искусств монархом. Здесь же, на специальном уровне под вторым сводом, когда-то располагались музыканты, которые должны были сопровождать продвижение гостей двора по залам резиденции.
Палатинская капелла
В бельэтаже дворца, над верхним вестибюлем, расположена Палатинская капелла, открытая на Рождество 1784 г. Её план напоминает план Королевской капеллы в Версале: у неё однонефная структура с полом из полихромного мрамора и бочкообразным кессонированным сводом. Два боковых прохода по сторонам капеллы ведут в сакрестию, где размещается музей сакральной утвари.
Круглая лестница справа от входа ведёт на королевскую трибуну и к верхней галерее, где по сей день можно лицезреть, какой урон нанесла зданию бомбардировка 27 сентября 1943 г.
На главном алтаре, в обрамлении двух парных колонн с желобами, установлена картина Джузеппе Бонито (1707-1789 гг.) «Непорочное зачатие» — единственное уцелевшее полотно из тех, что были заказаны для этой капеллы. В области апсиды также располагается алтарь — на самом деле это лишь модель, его планировали выполнить из драгоценного мрамора различных видов, но планам этим не суждено было сбыться.
Зал алебардщиков
Своды первого зала апартаментов украшает фресковая роспись Доменико Мондо (1723-1806 гг.), изображающая «Оружие дома Бурбонов, которое поддерживают добродетели»; подготовительный эскиз к этой росписи хранится в музее Лувра. Стены отделаны лепными трофеями и оружием работы скульпторов Анджело Брунелли (1740-1806 гг.) и Андреа Кали (ок. 1775-1877 гг.); этот декор был создан между 1786 и 1789 гг. Убранство зала состоит из мебели неаполитанского производства второй половины XVIII в. На консолях установлены мраморные бюсты королев Обеих Сицилий. Люстры в этом и следующем зале сделаны в XIX в. из позолоченной бронзы, а полы — из терракоты, расписанной под мрамор.
Зал личной охраны
Второй зал апартаментов, спроектированных Ванвителли для короля, за его богатый лепной декор также называют «Залом лепнины»: стены его украшают двенадцать барельефов.
У правой стены, по центру установлен памятник Алессандро Фарнезе в одеяниях римского полководца. На сводах зала художник Джироламо Стараче Франчис изобразил «Славу государя и двенадцать провинций королевства».
Салон Александра
Салон Александра — это третий зал в королевских апартаментах; он целиком посвящён прославленному македонскому военачальнику. Он расположен прямо по центру главного фасада дворца и отделяет помещения XVIII в. от залов XIX в. Своды салона расписаны в 1787 г. сицилийцем Мариано Росси (1731-1807 гг.), изобразившем здесь «Свадьбу Александра Великого и Роксаны», дабы тем самым восславить мир и процветание королевства. Над камином помещается мраморный горельеф с изображением Александра в профиль в обрамлении лавровых ветвей.
Зал Марса
Этот зал — первое из помещений, которые относятся к апартаментам наполеоновского маршала и короля Неаполитанского королевства Иоахима Мюрата. Неоклассицистический декор здесь прославляет военные доблести, позволившие французам завоевать королевство; зал посвящён античному богу войны Марсу. Отделкой и украшением зала по заказу Мюрата занимался архитектор Антонио де Симоне.
Зал Астреи
Зал Астреи, предназначенный для «высокопоставленный служащих, посланников, государственных секретарей и других привилегированных персон», назван по росписи на своде, изображающей «Триумф Астреи». Согласно античным мифам, эта богиня символизировала правосудие и жила среди людей в Золотой век.
Проект декора этого зала также выполнил архитектор Де Симоне по заказу Мюрата; также в работах участвовал Этьен Шерубен Леконт. Роспись на своде выполнил француз Жак Берже (1754-1822 гг.); на ней изображена богиня Астрея в окружении аллегорий истины и невинности, а также бегущих прочь «самоуправства, невежества и ошибки».
Пол с орнаментом лабиринта выполнен из каррарского мрамора.
Тронный зал
Тронный зал призван возвеличить абсолютную власть монарха. Он имеет более 40 метров, залит светом из шести высоких окон и украшен позолотой. Проектировался он долго, и в ходе работ претерпел различные изменения. Начало было положено в 1811 г., в период правления Мюрата, а закончились работы лишь в 1859 г. Длинные стены украшены 28 пилястрами коринфского ордера, чьи резные капители украшены символами династии Бурбонов. Архитрав, опоясывающий зал над пилястрами, составлен из портретов правителей, а в центре зала помещена фреска «Закладка первого камня дворца 20 января 1752 г.), выполненная в 1844 г. неаполитанцем Дженнаро Малдарелли (ок. 1769 – 1858 гг.).
В глубине зала расположен трон. Он выполнен из резного позолоченного дерева, и его подлокотники в форме крылатых львов с сиренами (символами Неаполя) по бокам фигурируют на целом ряде официальных портретов правителей из династии Бурбонов. Согласно мифологии, сирена Партенопа, так и не сумев соблазнить Одиссея своими сладостными песнями, покончила с собой в Неаполитанском заливе. Три дня её тело носило по волнам, пока наконец не прибило к берегу на островке Мегарида, где впоследствии и возник город Неаполь.
Трон из Казерты, судя по основанию из крашеного в чёрный дерева с четырьмя ручками, предназначался для кораблей. По всей видимости, Фердинанд I, король Обеих Сицилий, пользовался им в неаполитанском королевском дворце после своего возвращения на неаполитанский престол.
Апартаменты Мюрата
Работы, проводившиеся по воле Мюрата, затронули также ряд помещений, расположенных за тронным залом. Росписи потолков на сюжеты из античной мифологии и греческой литературы, были выполнены по большей части неаполитанцем Джузеппе Каммарано. В апартаментах Мюрата также можно посмотреть на мебель и картины.
Придворный театр
Придворный театр, очень похожий на неаполитанский театр «Сан-Карло», расположен на западной стороне резиденции в Казерте. Он размещается внутри здания дворца и предназначался исключительно для придворных. Молодые венценосные супруги, Фердинанд и Мария Каролина, открыли этот театр в 1769 г.
Зал имеет классическую форму лошадиной подковы с пятиуровневой галереей и колоннами из алебастрового мрамора, который добывали неподалёку отсюда, в карьерах Джезуальдо. Благодаря специальному входу король имел возможность попасть напрямую в королевскую ложу.
Сцена, обрамлённая аллегорическими статуями музыки и трагедии, снабжена порталом, выходящим в парк; это позволяло создавать эффектную сценографию с участием самой природы.
Полезная информация
Адрес: Viale Douhet, 2/A, Caserta (CE)
Телефон:+39 0823 448084
Расписание:
Январь, февраль, ноябрь, декабрь: 8:30 – 14:30
Март: 8:30 – 16:00
Апрель: 8:30 – 17:00
Май: 8:30 – 17:30
Июнь, июль: 8:30 – 18:00
Август, сентябрь: 8:30 – 17:30
Октябрь: 8:30 – 16:30
Цена билетов: Парк и Английский сад: полный € 12, льготный € 6
Как добраться:
Самолётом: 24 км от международного аэропорта Неаполя – Каподикино
Автомобилем: из Рима по автостраде A1 (Милан – Неаполь), съезд Казерта-Норд. Из Неаполя / Салерно / Бари. Автострада A30, съезд Казерта-Суд
Поездом: В Казерту из Рима и Неаполя идут высокоскоростные поезда. Далее 5 минут пешком от вокзала.