История
С VII по VIII вв. из-за постоянных вторжений варваров, разрушивших город Вогенца, центр одноимённой епархии, епископу пришлось перебраться в более безопасное место, а именно в Борго-Сан-Джорджо — поселение, которое со временем и стало городом Феррара. Находилось оно примерно там, где сейчас стоит церковь Сан-Джорджо-фуори-ле-мура (первый кафедральный собор города).
С конца тринадцатого века Феррарой правил дом д’Эсте, чьё владычество продолжалось почти три века; за это время город стал столицей княжества — небольшого, но чрезвычайно активного в культурной сфере.
Золотым веком Феррары стала вторая половина XV в., когда городом правили маркиз Леонелло, затем герцог Борсо и наконец герцог Эрколе I д’Эсте. В это время при феррарском дворе жили и работали художники, архитекторы, поэты и учёные, такие как Пьеро делла Франческа, Пизанелло и Леон Баттиста Альберти.
Что посмотреть
Феррара — город нешумный и не слишком большой, человеку в таком комфортно: здесь можно гулять пешком или кататься на велосипеде, наслаждаясь волшебной атмосферой прошлого, словно забытой кем-то то в одном, то в другом закоулке. Дом д’Эсте правил Феррарой более трёх веков, и облик, который она приобрела тогда, сохранился по сей день. В нём очень гармонично сочетаются элементы средневековья и эпохи Возрождения, когда Феррара была одним из первых по-настоящему современных городов в Европе. Именно за эту особенность ЮНЕСКО признало город памятником Всемирного наследия человечества.
Величественный замок д’Эсте (Castello Estense) — это символ Феррары. В 1385 г., после народных волнений, грозивших Никколо II д’Эсте утратой власти над городом, маркиз решил возвести мощную цитадель, где он и его семья могли бы чувствовать себя в безопасности. Архитектор Бартолино да Новара спроектировал для него замок Сан-Микеле, облик которого напоминает замок Сан-Джорджо в соседней Мантуе, другую работу Бартолино. Та первоначальная постройка была массивной и величественной, с суровыми башнями, рвом и подъёмными мостами. Крытый ход, сохранившийся до наших дней, соединял цитадель с дворцом маркизов, где сегодня размещается муниципалитет (Palazzo Municipale).
Прошли века, и опасность народных волнений миновала. Тогда замок перепроектировали, сделав его красивее и изящнее и приспособив под нужды великолепного герцогского двора. На башнях устроили открытые террасы, по периметру появились мраморные балконы, внутренний двор переделали в стиле XVI в., а апартаменты внутри крепости покрыли фресковыми росписями и обставили роскошной мебелью. На всё это можно полюбоваться сегодня, посетив этот замок-музей.
Четыре мощные башни замка — Торре-Маркезана на юго-востоке, Торре-ди-Сан-Паоло на юго-западе, Торре-ди-Санта-Катерина на северо-западе и великолепная Торре-дей-Леони на северо-востоке — по сей день высятся над городом, оставаясь символом величия и могущества рода д’Эсте.
Палаццо-дей-Диаманти
«Алмазный дворец» — Палаццо-дей-Диаманти — назван так из-за своей оригинальной формы: снаружи он покрыт рустовкой из более чем 8 500 мраморных блоков. Это один из самых известных памятников эпохи Возрождения. Архитектор Бьяджо Россетти спроектировал это здание по заказу Сигизмондо д’Эсте, брата герцога Эрколе I д’Эсте; строительство началось в 1493 г. и продолжалось 10 лет. Дворец стал центром целого урбанистического проекта, который Россетти разработал для герцога, прибавив к типичной средневековой застройке участок, организованный согласно принципам рационализма и фактически удвоив территорию города. Проект получил название «Дополнение Эрколе».
В 1832 г. город выкупил здание, приспособив его под выставки: временные экспозиции проходят на первом этаже, а залы Национальной картинной галереи Феррары (Pinacoteca Nazionale di Ferrara) с её историко-художественной коллекцией огромной ценности, — на втором.
Собор Сан-Джорджо
Грандиозный фасад собора с необычной структурой в три шатра, изначально строился в романском стиле, доминирующем в нижнем его уровне; обратите внимание на Святого Георгия и сцены из Нового Завета над центральным порталом работы скульптора Николауса (1135 г.). Интерьер был полностью переделан неоднократно: апсида в XVI в., трансепт в XVII в., а нефы — в XVIII в. Сегодня интерьер оформлен в классическом стиле и украшен пышным и сложносочинённым декором, картинами и скульптурами.
Палаццо Костабили
Этот дворец, строительство которого ошибочно приписывают герцогу Миланскому Лодовико Сфорца, на самом деле принадлежал Антонио Костабили, секретарю герцога и одной из видных фигур при дворе герцога Эрколе I.
Первоначальный проект принадлежал всё тому же архитектору Россетти; впоследствии работами руководили другие мастера, так и не окончившие строительство. Центром грандиозного здания является двор, завершённый лишь с двух сторон и украшенный двойной мраморной аркадой. Первоначально во втором этаже чередовались открытые и закрытые окна (два через два), создавая любопытный визуальный эффект; отчасти его можно оценить, глядя на фасад дворца, выходящий на улицу виа-Порта-д’Аморе: там есть окно в пять пролётов, центральный из которых замурован. Остальные окна открыли в ходе реставрации в 30-е гг. XIX в., чтобы получить портик в стиле Донато Браманте, которому хотели приписать проект этого здания. Сегодня лишь опущенные занавески намекают на то, как когда-то мог выглядеть этот двор.
Также в палаццо Костабили интерес представляют комнаты с фресками Гарофало XVI в. и сад в неоренессансном стиле. В здании располагается Национальный археологический музей.
Монастырь святого Антония (Сант’Антонио-ин-Полезине)
Монастырь был основан в XIII веке Беатриче д’Эсте. В его капеллах сохранились фрески школы Джотто, совершившего переход от византийской иконографической традиции к канонам итальянского Ренессанса. Внутри монастыря сразу чувствуется строгая атмосфера святого места. До 1000 года монастырь был мужским и находился на одном из островов русла По. Затем, в XIII веке, в нём расположилась община монахинь бенедиктинского ордена, основанная Беатриче д’Эсте. Монахини проживают там по сей день, и поутру из монастыря доносится песнопения грегорианского хора. Посещение внутренней церкви – это уникальная возможность полюбоваться фресками школы Джотто, датируемыми концом XIII – серединой XIV вв.
Кухня
«Коппия», ароматный феррарский хлеб сложной формы, имеет престижный знак качества IGP; большой популярностью пользуются «каппеллаччи», вареники с тыквой и пармезаном, а также «пастиччо ди маккерони», блюдо придворной кухни – пирог из макарон – начинённых свининой, трюфелями, соусом бешамель. Упомянем также «пампепато», хлеб с пряностями, покрытый глазурью из топлёного шоколада.
Через Феррару проходят два маршрута из серии «Дороги вкуса и вина», а именно «Королевский двор д’Эсте» и «По великой реке». В сумерках средневековые улочки у собора становятся оживлённее: приходит время вечернего аперитива. В одном из переулков находится самая старинная остерия в мире согласно книге рекордов Гиннесса.
Кухня города находится под влиянием кулинарных традиций близлежащих долин Комаккио, и королём стола считается угорь. Копчёных на вертеле угрей кладут в деревянные кадки и заливают рассолом. Секрет непревзойдённого вкуса в исходном сырье (дикие речные угри) и некоторых особенностях их приготовления. Старинный рецепт предписывает добавлять 70 граммов морской соли из Червии и один стакан воды из расчёта на один литр белого винного уксуса. Также в состав рассола входит лавровый лист.
Как добраться
На поезде
Железнодорожный вокзал Феррары был открыт в 1862 году. На него прибывают поезда линии Болонья-Падуя, с него отправляются местные поезда по маршрутам Феррара-Кодигоро, Судзара-Феррара и Феррара-Равенна-Римини. До Феррары можно доехать без пересадок из Ровиго, Падуи, Венеции, Болоньи, Равенны, Мантуи, Римини, Флоренции, Рима, Пескары и Вены. В черте города находятся также станции Феррара Порто Рено, Феррара Алеотти и Понтелагоскуро.
На самолёте
Из ближайших аэропортов до цента Феррары ходят автобусы-экспрессы. Болонья – аэропорт Маркони (52 км). Венеция – аэропорт Марко Поло (120 км). Верона – аэропорт Валерио Катулло (100 км). Римини – международный аэропорт Федерико Феллини (130 км).
На автомобиле
Феррара находится на автомагистрали А13 в 50 км от Болоньи и 70 км от Падуи. Вариантов съезда два: Феррара Норд и Феррара Суд. Шоссе SS 16 соединяет Феррару с Равенной (70 км).