День первый: Alta Gioielleria – Высокое ювелирное искусство
Выставка женских ювелирных изделий состоялась 28 августа в Зале совета и Зале выборов Палаццо Дукале, где когда-то заседал сенат и с балкона которого выступали дожи перед собиравшейся внизу публикой. Драгоценности описывают Венецию как гармонию противоположностей: она романтичная и страстная одновременно, меланхоличная и жизнерадостная, рациональная и сентиментальная, божественная и мирская, ее главные цвета – это черный, алый и золотой. Город карнавала, купцов и мореплавателей был всегда открыт новым странам и далеким цивилизациям, что обогащало его финансово и культурно.
У модного дома Доменико Дольче и Стефано Габбана давно установились плодотворные отношения с ювелирами региона Венето, а сейчас в это сотрудничество были вовлечены и стекольщики острова Мурано, которые использовали свои секретные рецепты и методы для изготовления лимитированной бижутерии: корон, диадем, колье, браслетов, сережек и деталей для вечерних нарядов.
День второй: Alta Moda – Высокая мода
Тех самых нарядов, показа которых так ждали знаменитые гости 29 августа на пьяцетте Сан-Марко – части площади Святого Марка от Гранд-канала до колокольни. Сто моделей, похожих на райских птиц, прибыли из лагуны на ста гондолах. И сотня их платьев стали настоящим гимном культурному наследию Венеции, богатству ее истории, ее многочисленным ремеслам.
На шлейфах вечерних платьев – принты главных достопримечательностей и мостов. На плечах вместо эполетов – маски комедии дель арте или треуголки Казановы. На лифах – муранское стекло во всем своем разнообразии, на юбках – золотая мозаика Собора Сан-Марко. Нет недостатка в ведутах Каналетто и в символике крылатого льва. А вода каналов как будто рябит и отражается на поверхности разноцветных шелков. Такие необычные для модных луков материалы, как стекло и муррина, дали модельерам повод поэкспериментировать с новыми технологиями обработки.
Прибавьте к этому более традиционное, но требующее тонкой и кропотоливой ручной работы золотое шитье, вышивку кристаллами и шариками от венецианских бус, кружево, инкрустации в виде «ферро» (украшение и неотъемлемая часть гондол) и бело-красных «брикколе» (характерные деревянные сваи, служащие для разделения каналов и швартовки лодок). А еще вышивка по коже, напоминающая позолоченную лепнину венецианских палаццо. Каблуки, похожие на перевернутые муранские бокалы. Рукава, выглядящие как купола собора. Платья-скульптуры в виде оперного театра Ла Фениче. Карнавальные безумства оттенков. В довершение к ритмично покачивающимся нарядам, сама природа занялась сценографией: после неожиданного дождя на небе, прямо над колонной со львом, засияла радуга.
День третий: Alta Sartoria – Высокое мастерство пошива
Коллекцию ювелирных изделий для мужчин представили утром 30 августа в Скуоле Сан-Рокко, прямо под росписями Тинторетто. А вечером, несмотря на крупный град, показали мужскую коллекцию. Дефиле прошло на территории Арсенала – места постройки, оснащения и отправления кораблей Венецианской республики по всему миру. Среди древних верфей, складов и мастерских был сооружен плавучий подиум. А по нему передвигались модели в костюмах, навеянных духом открытий и завоеваний. Вышивки, инкрустации, сусальное золото, стеклянные мозаики, перья, дорогие ткани – все это напоминало о венецианском флоте, возвращавшемся домой с трюмами, полными сокровищ, экзотических специй и драгоценных камней. На украшение одного только плаща с изображением моста Риальто было затрачено целых девять месяцев ручной работы!
Ода Венеции
После тяжелых полутора лет с пиками «высокой воды» и нескончаемой пандемией (эпидемии, к сожалению, и в прошлом часто подкашивали хрупкий организм города) туризму Венеции был дарован глоток свежего воздуха. Лагуна пытается возродиться, как птица Феникс, за счет своей красоты. Ведь мы говорим не только о показах и моделях, но и про обеспечение работой гондольеров, отельеров и стекольщиков, которые своим мастерством добавили истинного венецианского шарма в творения модного дома.