Скандальный политик, эксцентричный общественный деятель, влюбленный в свою страну знаток искусства, ‒ с Витторио вы откроете для себя новую Италию и ее сокровища. Именно «Сокровища Италии» называется самая известная серия книг Згарби, которую в России выпускает издательство СЛОВО/SLOVO.
Сегодня – маленькая глава из книги «Италия – страна чудес» про городок Корильяно и о том, как удивительный замок был бережно сохранен итальянскими реставраторами.
Корильяно Калабро
Козенца и одноименная провинция добились удивительных успехов в деле оживления памяти, сохранения истории, реставрации памятников. Первые шаги в этом направлении были сделаны в конце 80-х гг., это было заметно, уже когда я впервые увидел исторический центр Козенцы в 1988 г. В результате здесь быстро сформировалось новое, очень личное восприятие истории, отразившееся в чувстве гордости и самобытности. Кстати, именно с этой целью в те же 80-е гг. был учрежден Фонд Наполи Новантанове, чья оригинальная и разносторонняя деятельность сразу начала приносить свои плоды.
В этом отношении Корильяно являет собой пример настоящего чуда — восстановление Герцогского замка. Едва приехав в Корильяно, той же ночью (одна из многих ночей, проведенных мною в путешествиях по Италии) я в сопровождении мэра побывал в Герцогском замке и был буквально потрясен добросовестностью, которую проявили реставраторы, восстанавливая его древние стены: они совершенно правильно поняли, что это не место для экспериментов и изысканий и не повод потешить свои самолюбие и архитекторскую гордость. Достаточно вспомнить, насколько катастрофичными оказались, например, результаты работы архитектора Гае Ауленти в палаццо Грасси в Венеции (доказательство полного невежества и некомпетентности) в те годы, когда открывался этот дворец, место, поразительно соответствовавшее своему предназначению, но изуродованное архитектором, желавшим во что бы то ни стало оставить здесь свой след.
Последними владельцами корильянского замка, чье присутствие отразилось на его облике, были бароны Компанья. В великолепном Зеркальном зале, где безраздельно царит герб рода Компанья — лев, стоящий на задних лапах, — украшение потолка было поручено живописцу из Монополи Иньяцио Перриччи.
Потолочные росписи выполнены с удивительным изяществом, что придает помещению необыкновенный вид. В манере, напоминающей стиль бидермайер, художник изобразил фигурки людей, вырисовывающиеся как бы на фоне таинственного звездного неба. Благодаря использованию приема trompe-l’oeil (обманка) создается поразительное впечатление, что мы действительно находимся под открытым небом и, раздвинув занавески, смотрим на звезды, а фигурки сверху глядят на нас и приветственно машут ночным небесам. Великолепная роспись, к счастью, сохранилась с 1871 г. в первозданном виде. Ведь кому-то вполне могла прийти в голову мысль пригласить какого-нибудь Кунеллиса или другого современного художника и заново расписать потолок, сославшись на его чисто декоративную функцию. И удивляться тут нечему: такое бывало уже не раз, особенно в северных областях Италии. В отличие от них юг уже в течение многих лет сохраняет свои культурную самобытность и достоинство.
Этот замок был отреставрирован добросовестно и с уважением к истории, с пониманием ответственности людей за сохранение памяти о прошлом. Приехав сюда после реставрации, я не поверил своим глазам. Мне не раз приходилось встречаться с настоящим художественным кошмаром, но здесь я увидел пример реставрации, которую можно назвать консервативной в лучшем смысле этого слова: внимание к деталям, вкус, проявляющийся даже в мелочах, искреннее стремление реконструировать прошлое. Именно по этой причине театр «Ла Скала» сейчас является тем, чем является, а при виде театра Анконы на глаза наворачиваются слезы, потому что архитектор здесь явно перепутал интерьер и внешний вид здания.
Нужно всячески привлекать внимание к положительным примерам восстановления памятников, выделять их на общем фоне, чтобы они становились «визитной карточкой» и главной достопримечательностью тех мест, где находятся. Благодаря такой реставрации теперь не стыдно будет посоветовать: «Съезди в Корильяно и обязательно посети замок». Пусть не сразу, но Корильяно войдет в общеизвестный перечень мест, в которых обязательно нужно побывать. Так уже происходило с городами, которые прославились стараниями жителей, приложивших все усилия для сохранения исторической памяти. А ведь именно это и было сделано в Корильяно. Руководители и работники хотели, чтобы Герцогский замок после реставрации выглядел точно так же, как в те времена, когда в этих комнатах, возможно, уже приходивших в упадок, жили бароны Компанья. И для сегодняшних посетителей они действительно сумели повернуть время вспять.
Власти должны хорошо понимать, что такое благо и как это благо сочетается с красотой: как можно надеяться воспитать молодежь и привить ей сознательность и добросовестность, не понимая, что красота — это не только эстетическая, но и этическая ценность? У великого философа Спинозы, чья религиозность никогда не приобретала слишком метафизического характера, был собственный оригинальный взгляд на добро и зло: «Добро есть то, что расширяет познание, а зло — то, что его останавливает». А расширение познания означает, что человек, посвятивший себя красоте, стремится больше узнать и понять, пытается сделать так, чтобы красота была понята и любима всеми, чтобы она в какой-то мере принадлежала каждому.