Поиск

Поиск

Золото Венеции или последний из баттилоро

Венеция светится золотом: оно мерцает в полумраке собора Сан-Марко, переливается на штукатурке средневековых дворцов, блестит под солнечными лучами в декоре гондол, на лепнине зеркал, оконных рам и антикварной мебели. Речь идет, конечно, не о собственно золоте, а о его сусальном варианте. Рассказываем о последней мастерской венецианских золотобойцев.

 

В Венеции трудится последний из баттилоро (так здесь называют золотобойцев), изготавливающий неосязаемые драгоценные листочки по старинке вручную. Его зовут Марино Менегаццо, он возглавляет фирму «Марио Берта Баттилоро», которая в 2026 году готовится отпраздновать свой столетний юбилей. Мастерская расположена в районе Каннареджо, в красном венецианском палаццо, где когда-то жил и творил Тициан Вечеллио.

Marino_mengozzo

Марино Менегаццо © Mario Berta Battiloro SRL

 

Ремесло золотой ковки прибыло в Венецию из Византии в самом начале 11 века. А расцвет его пришелся на середину 18 столетия, когда в городе стучали своими молотками 340 баттилоро в 46-ти различных мастерских. Труд баттилоро настолько особенный, что остался один-единственный хранитель древних знаний великолепной Венецианской республики. Сейчас он уже на пенсии, но продолжает работать – и не только потому, что влюблен в дело всей его жизни, но и потому, что если он отложит в сторону свои молотки, золотобойное ремесло перестанет существовать не только в городе лагун, но и во всей Европе.

VECCHIA Мастерская баттилоро Гризеллини

Мастерская баттилоро Гризеллини © Mario Berta Battiloro SRL

Его инструментам почти сто лет. Его технологиям и того больше. Ему нужны хорошо развитые мускулы, а также ловкость, точность и чувствительность, он должен уметь синхронизировать свои жесты с дыханием. Так как золото – мягкий и податливый металл, правильная обработка позволяет получать идеальные листы без просветов и трещин – легчайшие, как шелк. Вот почему так важно грамотно дышать при работе с ними, ведь неравномерное дыхание может заставить их вибрировать. Исторический ручной способ предполагает нанесение ударов четырьмя молотками разного веса (от 3 до 8 кг) с определенной силой и в определенной последовательности. В звукоизолированном помещении Марино бьет золото, сидя на высокой скамье.

Удары повторяются снова и снова, они должны быть однородными по силе, равными по количеству и следовать движениям запястий – не случайно удары так и называются «польси» (в переводе с итальянского – запястья). В течение многочасового процесса примерно 1800 ударов превращают однограммовый слиток золота в полсотню легчайших квадратиков со сторонами в 8 см. Марино признается, что ему очень нравится наблюдать, как золотой лист становится все больше и все тоньше – это дает ему приятное ощущение, что рождается что-то новое и очень красивое.

© Mario Berta Battiloro SRL

Как у любого профессионала, у синьора Менегаццо есть свои хитрости, помогающие достичь совершенства. Освещение рабочего стола обязательно мягкое и рассеянное, в противном случае, при сильном направленном свете блики золота могут ослепить мастера. Основание для ковки должно быть эластичным и мягким – когда-то использовали пергамент, а теперь кожаную подушку из козьей кожи. Ее необходимо посыпать тонким слоем пепла – раньше его брали из каминов, а сейчас из дровяных печей пиццерий. Чтобы разрезать хрупкое сусальное полотно на квадраты, не разрывая его, руки не подходят, они слишком неуклюжие – на помощь приходит бамбуковый пинцет, надеваемый на указательный палец левой руки и служащий для получения идеальных контуров. А еще Марино сумел добиться 17 (!) различных оттенков золота: от розового до редчайшего пурпурного.

Между ручными и машинными листочками разница огромная. И хотя нелегко оставаться на рынке, подчиненном законам быстрого производства, последний венецианский баттилоро считает, что его ремесло является неотъемлемой частью культурного наследия города, и поэтому заботится о его сохранении. Его фирма поставляет сусальное золото гондольерам (для украшения гондол), резчикам по дереву (для декора мебели), мозаичистам (для добавления в стекловидную пасту), стеклодувам (для создания золотых бликов в муранском стекле), реставраторам (для восстановления красоты ушедших эпох), а также поварам и кондитерам (съедобное золото для кулинарных шедевров) и производителям люксовой косметики. И все они прекрасно понимают эту разницу.

© Mario Berta Battiloro SRL

Невесомые восьмисантиметровые квадраты, выходящие из-под молотков баттилоро, идут на инкрустацию и позолоту мозаик, икон, статуй, бокалов, ваз и много чего еще. Ангел, возвышающийся на колокольне святого Марка, и шар на крыше венецианского музея Пунта-делла-Догана покрыт сусальным золотом родом из этой мастерской. Драгоценными листочками озолочена также корона Мадонны в Лурде, мозаика кафедрального собора в Марселе, статуя Мадоннины на шпиле дуомо в Милане и многое другое.

 

Место
Венето
Ключевые слова
Венеция, ремесло

Похожие материалы

Made in Italy

Музей кружева Бурано

Венето
Посмотреть
Made in Italy

Музей стекла в Мурано

Венето
Посмотреть
Куда поехать

7 завораживающих закатов Италии

Посмотреть
Культура и искусство

Очки, ноты и капуччино. Что еще изобрели итальянские монахи?

Посмотреть
Made in Italy

Искусство тосканских ножей

Тоскана
Посмотреть
Куда поехать

«Бедствия, созидание, обращение к прошлому». Как Венеция справлялась с трудностями в XVI веке?

Венето
Посмотреть
Made in Italy

  Подписаться на рассылку