Сами жители не относят себя ни к одному из этих регионов, считая себя потомками апуанцев – племени, проживавшего в Апуанских Альпах. Географически она очерчена бассейном реки Магра, протекающей посреди провинций Масса-Каррара и Специя. Но в более широком смысле, под Луниджаной подразумевается местность, когда-то находившаяся под административным, коммерческим и церковным влиянием Луни – колонии и порта Римской империи в самом устье реки, где она впадает в Лигурийское море.
Во времена своего расцвета Луни поставлял всему античному миру ценнейший лунийский мрамор белоснежного цвета – тот, что знаком нам как как «каррарский» и которым можно любоваться в отделке Пантеона и фасада Сиенского собора и в скульптурных шедеврах Микеланджело. По мере укрепления христианства, Луни стал богатой епископской резиденцией. Но после череды захватчиков – от готов и византийцев до лагнобардов и сарацин – город был разорен и разрушен, а его жители перебрались в соседние поселения. На руинах его форума ведутся археологические раскопки, то и дело поставляющие новые экспонаты в музеи.
Своим поэтичным имением Луни был обязан Луне. Еще до прихода римлян, этруски почитали это небесное светило, с его огромным влиянием на природные явления и человеческие жизни. Отдавая дань языческому культу, римляне возвели тут храм Диане, богине Луны: ее почитание сохранялось на протяжении веков, принимая самые разнообразные формы, переходя от темного колдовства к безобидному фольклору.
Так что неспроста Луниджану называют «Лунной землей». Это воистину очень женская земля, с гордым непокорным нравом роковой красавицы. Она совсем не такая, какой мы видим Тоскану на открытках: она не ласкает взор пологими зелеными холмами и не выбирает кипарисы в качестве декора. Она скорее непочтительная чудаковатая кузина, которую на семейных фотографиях отодвигают в угол. В ней есть что-то ведьминское, недаром в Средние века здесь было сожжено немало женщин на кострах Инквизиции.
Легенды наводняют эти места: обилие замков, крепостных стен, феодальных угодий и чащ, пригодных для проживания сказочных героев, породило немало преданий о зловредных гномах, печально вздыхающих принцессах и диковинных ночных животных. Где-то неподалеку таились так называемые «колодцы забвения», куда коварные маркизы сбрасывали неверных любовников, в подземельях томились золотые телята, а в коридорах бродили призраки. Мистическая атмосфера по сию пору ощутима на коже, как густой сумеречный туман. Вы чувствуете ее всем телом, проходя по каменным мостам, гуляя по мощеным улочкам, блуждая по лесным тропинкам и каштановым аллеям.
С 19 века и до наших дней в этих рощах систематически находят удивительные каменные существа. Это менгиры антропоморфного типа: лицо часто представлено простым символом типа буквы Т, а вот пол субъекта очевиден: мужчины держат в руках оружие, а женщины с подчеркнутой грудью украшены серьгами. Их загадка пока не решена. Одни ученые утверждают, что доисторические стелы обозначали границы или указывали на источник воды, а другие – что они являлись посмертными памятниками вождям и их женам. Как бы то ни было, с бронзового века и на протяжении тысячелетий эти стилизованные идолы продолжали молча следить за округой и приносить удачу тем, кто им поклонялся. Сейчас на них можно посмотреть в музее города Понтремоли.
Какие места стоит посетить, проезжая по «Лунной земле»?
Замок Маласпина в средневековом борго Фосдиново – говорят, в нем останавливался Данте Алигьери. Ботанический сад, разбитый внутри массивной крепости Брунелла в городке Аулла. Возвышающуюся на скале деревушку Каприльола, которая с высоты контролирует паломническую дорогу Франков. Город Фивиццано, прозванный «Флоренцией Луниджаны» за красоту его старинной архитектуры. Термальные источники Экуи-Терме с пещерами и подземным озером. И, конечно, город Сарцана, считающийся наследником былого величия Луни, с его готическим кафедральным собором, цитаделями, церквями и виллами.