Поиск
Поиск

«Джиро д’Италия»: больше, чем просто велогонка

Веломногодневка «Джиро д'Италия» (ит. “Giro d’Italia” – «Вокруг Италии») – одно из самых престижных соревнований в мире велоспорта и настоящий итальянский бренд, широко известный во всём мире. «Джиро» наглядно демонстрирует, с каким трепетным обожанием итальянцы относятся не только к велосипедам и спорту, но и к собственной земле, ландшафтам и природе.

Маршрут итальянского Гран-тура охватывает обширные участки территории страны и проходит через равнины, холмы, горы и города; средняя протяжённость одного этапа гонки составляет 161,1 км. Поэтому зрители «Джиро» могут наслаждаться динамичной спортивной борьбой в обрамлении великолепной итальянской природы.

Официальный промо-ролик «Джиро д’Италия 2016»

Стоит сказать и о том, что велосипед для итальянцев – это не просто спорт, это стиль жизни, в котором выражаются такие основополагающие для этой культуры ценности, как творчество, здоровый образ жизни, забота об окружающей среде. Так что нет ничего удивительного в том, что великие мастера велоспорта вошли в историю страны в ранге фигур первой величины, став частью коллективной памяти как национальные герои, чьи имена всем известны. Их снимали в кино и о них писали песни; наверное, самый яркий пример – легендарный Джино Бартали, трёхкратный победитель «Джиро» (1936, 1937 и 1946 гг.).

Паоло Конте – Бартали

История «Джиро» и история страны

Первая велогонка под названием «Джиро д’Италия» состоялась более ста лет назад: в 1908 г. издатель спортивной газеты «Gazzetta dello Sport» Тулло Морганьи предложил владельцу издания организовать итальянское состязание на манер «Тур де Франс». В сборе средств для проведения гонки принимала участие вся страна, и даже конкурирующая газета «Corriere della Sera» внесла 3 000 лир; премиальные выплаты для победителей профинансировало одно из казино Сан-Ремо.

Первая «Розовая гонка» (так её называют по цвету газеты-организатора) стартовала 13 мая 1909 г. из Милана. Суммарная дистанция составляла 2 448 км и была разделена на восемь этапов. На старт вышли 127 спортсменов, однако до финиша (опять-таки в Милане, где находится офис «Gazzetta») добрались далеко не все: финальный этап преодолели лишь 49 гонщиков, а первым победителем стал Луиджи Ганна.

36-ая велогонка «Джиро д’Италия» и триумф Фаусто Коппи: кадры из кинохроники Istituto Luce

С течением лет велогонка развивалась и набирала популярность; в 1931 г. появился символ соревнования – знаменитая розовая майка, которую на каждом этапе надевал лидер соревнования. Позднее были введены несколько новых классификаций с соответствующими майками лидера: для короля гор — зелёная (с 2012 – синяя), для лучшего спринтера – красная, для главного молодого таланта – белая. Таким образом, в рамках одной веломногодневки спортсмены соревнуются сразу в нескольких «номинациях», что делает её ещё интереснее как для участников, так и для зрителей.

© Matteo Festi / Shutterstock.com

Первый этап истории «Джиро» ознаменовался доминированием итальянских гонщиков, таких как Джирарденго и Бинда, Коппи и Бартали. В 1950-е – 1970-е иностранцы начали побеждать в «Розовой гонке» заметно чаще; особенно отличился бельгиец Эдди Меркс по прозвищу «Каннибал». А в 1994 г. приходит черёд Евгения Берзина – первого россиянина, сумевшего одержать победу в итальянском Гран-туре; всего через два года это достижение повторил Павел Тонков, а в 2009 г. – Денис Меньшов.

За всю историю «Джиро» маршруты гонки проходили по различным регионам Италии и не только: отдельные этапы организовывались во Франции, Швейцарии, Австрии и других соседних странах. Да и соседними дело не ограничилось: к примеру, в 2014 г. старт «Розовой гонки» прошёл в Северной Ирландии. Это ещё одно свидетельство того уровня международного престижа, которого достигло легендарное итальянское соревнование.

«Джиро д’Италия 2015» – подборка самых ярких моментов

Кубок, который вручается победителю «Джиро» с 1999 г., называется «бесконечным трофеем» и имеет форму спирали, на линии которой выгравированы имена всех триумфаторов гонки.

 

«Джиро д’Италия 2016»

99-ая велогонка «Джиро д’Италия» покроет маршрут длиной 3 383 км, суммарный перепад высот составит 42 200 м. Маршрут делится на 21 этапа, которые нужно будет преодолеть за три недели. В этом году старт и первые три этапа снова пройдут за пределами Италии, а точнее в Голландии, в провинции Гелдерланд. Этапов с финишем на подъёме предусмотрено шесть, статус «Вершины Коппи» на этот раз получила гора Колле-делл-Анджело. Финальный этап приведёт гонщиков из Кунео в Турин, где победитель получит заветный трофей, на котором будет выгравировано его имя. В гонке примут участие 22 команды, включая три российские: «Газпром-Русвело», «Катюша» и «Тинькофф-Саксо».

Маршрут «Джиро-2016»
1

Владислав Борисов, российский велогонщик, участник Олимпиад в Сиднее и Афинах:

«Есть люди, которые следуют по маршруту каждого этапа «Джиро» на машине; кое-кто даже пытается повторить его на велосипеде. Разумеется, в городах толпа зрителей плотнее, на старте и на финише как следует увидеть гонку практически невозможно. Кроме того, важно знать, что на равнинных этапах и на спуске, а также на этапах с раздельным стартом, спортсмены проносятся у вас перед глазами, и на этом зрелище заканчивается. Самый же эффектный момент – это, конечно, подъёмы на горных этапах: во-первых, видно весь титанический труд каждого участника, чувствуется вся та огромная работа, которую он вкладывает в каждый поворот педалей, все его эмоции отражаются на лице. К тому же именно там участие зрителей в гонке переживается как гораздо более насыщенный опыт: вы как бы разделяете всю ту страсть человека, который выкладывается на трассе на все сто, и осознаёте, что любой жест, любое слово способно поддержать его, помочь ему двигаться дальше».

Винченцо Нидали (победитель гонки в 2013 году) © LaPresseЛюбопытные факты из истории «Джиро»:

Любопытные факты из истории «Джиро»:

  • Один из лучших велогонщиков всех времён, Костанте Джирарденго, был столь знаменит, что получил прозвище «Чемпион чемпионов» («Campionissimo»). На пике его популярности было принято решение, что все поезда-экспрессы должны делать остановку, проезжая через его родной город – Нови-Лигуре.
  • Во второй половине 20-х гг. одним из самых успешных участников «Джиро» был Альфредо Бинда; он одержал 4 победы за 5 лет, вынудив организаторов «Розовой гонки» 1930 г. выплатить ему премиальные в том же размере, что и победителю, чтобы он отказался от участия.
  • Отличительной характеристикой «Джиро» по сравнению с другими веломногодневками Европы являются горные этапы. Самые труднопроходимые препятствия в каждом маршруте по традиции нарекаются именами великих велогонщиков, особенно отличившихся на таких участках: так, самый высокий перевал носит название «Вершина Коппи», а самая выдающаяся гора – «Гора Пантани».

Полезные ссылки и официальные аккаунты велогонки в соцсетях:

Официальный сайт (на английском языке)

Facebook

Instagram

Twitter

Официальное приложение «Джиро» для iOS и Android

фото в слайдере © strenghtofframeITA / Shutterstock.com

Место
Ломбардия, Тоскана, Фриули-Венеция-Джулия, Абруццо, Эмилия-Романья, Пьемонт, Калабрия, Кампания, Трентино-Альто-Адидже, Умбрия, Венето
Ключевые слова
история, спорт

Похожие материалы

Куда поехать

«Кальчо сторико»: спорт по-флорентийски

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

4 главных замка Неаполя

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Лучшие пляжи Маратеи

Базиликата
Посмотреть
Made in Italy

«Фречче Триколори»

Фриули-Венеция-Джулия
Посмотреть
Куда поехать

5 самых живописных велосипедных маршрутов Италии

Трентино-Альто-Адидже, Сицилия, Ломбардия, Тоскана, Лигурия
Посмотреть
Куда поехать

Сиенское Палио

Тоскана
Посмотреть
Made in Italy
  Подписаться на рассылку