Поиск
Поиск

Что нужно знать о выставке «Венеция Ренессанса» в Пушкинском музее?

С 9 июня по 20 августа 2017 года в ГМИИ им. Пушкина работает выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». Куратор с итальянской стороны Томас Далла Коста рассказал нам, чем интересны эти три художника, на какие картины обратить особое внимание и как венецианская школа связана с природой, историей и экономикой легендарного города.
1

Куратор выставки «Венеция Ренессанса» Томас Далла Коста

Что вы хотели бы сказать этой выставкой? В чём состоит её концепция? Сколько картин в экспозиции?

Идея этой выставки построена на сопоставлении творчества Тициана, Веронезе и Тинторетто — главных художников венецианского Возрождения, продлившегося на век дольше римско-тосканского (которое, как принято считать, заканчивается со смертью Рафаэля). Венеция XVI века — это очень богатый город, один из самых густонаселённых в Европе (наряду с Москвой, Парижем и Неаполем). Здесь встречаются разные культуры, цвета, костюмы, языки. Можно сказать, что и эти три художника говорили на разных языках и носили разные одежды. Именно в этом состоит замысел выставки: попытаться объяснить, проиллюстрировать, как каждый из этих художников-современников, родившихся и выросших в едином контексте, сумел выработать свою собственную, совершенно самобытную манеру живописи. Картины для выставки предоставили 17 музеев, из Италии привезено более двадцати работ; по одной важной вещи предоставили Эрмитаж, частная московская коллекция и сам Пушкинский музей. Все вместе они помогают проявить основные отличительные черты трёх великих мастеров.

В чём особенности жизни в Венеции в ту эпоху и живописи венецианского Возрождения? Как развитие местного искусства связано с экономикой и общественно-политическим устройством?

В Венеции тех времён существовала своеобразная форма республиканского правления. У власти находилась группа олигархов, а общество разделялось на несколько классов: горожан (коренных жителей Венеции), патрициев, дворян. Кроме того, нарастала численность купечества — сословия, к XVI веку сосредоточившего в своих руках огромную власть и богатство. Были в городе и другие социальные группы, не столь влиятельные: от них трудно было ожидать интересных заказов. Тем не менее, Тинторетто много работал с церквями, религиозными орденами и общинами. На выставке есть огромная картина «Тайная вечеря» (шириной более 5 метров), написанная Тинторетто для церкви Сан-Маркуола и хранящаяся там по сей день. По ней видно, что хотя его манера письма была обращена прежде всего ко власть имущим, он также пытался говорить и с простыми, не столь зажиточными гражданами Венеции.

Город был необыкновенно богат, и купеческое сословие играло в нём ключевую роль; торговцы со всего мира имели здесь свои интересы. Были среди венецианских купцов и люди, происходившие из континентальных владений Венеции или работавшие там. Художником, который переводил стремления и запросы этого влиятельного слоя на язык живописи, стал Паоло Веронезе. Как ясно из его прозвища, Паоло был родом из Вероны — другого великолепного города, откуда он, впрочем, счёл нужным уехать. Да, в Вероне в начале XVI в. была своя, прекрасно развитая визуальная культура, — но Веронезе обладал необыкновенным талантом и, видимо, чувствовал себя там немного белой вороной. Поэтому в середине XVI в. он принимает решение перебраться в Венецию, где судьба сводит его с Тинторетто и Тицианом.

Тициан был самым старшим из всех троих, он родился ещё в XV в. и заложил основы нового направления венецианской живописи. Именно он первым стал официальным государственным художником; помимо политиков, заказчиками Тициана выступали церкви, для которых мастер писал алтарные полотна (одно из них есть на выставке). Конечно, он не брался за недорогие заказы и не сотрудничал со светскими братствами, как Тинторетто.

Уже к середине XVI в. Тициан становится художником, который работает для крупнейших правителей Европы: это императоры, короли, герцоги Мантуанские и Феррарские (последние, по всей видимости, заказали художнику «Саломею»).

Таким образом, карьеры этих трёх художников разительно отличались. И поскольку в Венеции не было двора — в городе сосуществовали несколько полюсов власти, — здесь сформировались различные круги заказчиков, а это давало художникам возможность спокойно сосуществовать в многогранной, богатой (и стимулами, и деньгами) и сулящей прекрасный заработок социокультурной среде. Именно это мы и хотели бы продемонстрировать нашей выставкой: речь идёт о трёх художниках, способных работать бок о бок в одном городе. Они наблюдали друг за другом, изучали друг друга и вне всякого сомнения были знакомы.

Конечно, иногда им приходилось и соперничать, но даже в этих случаях между ними не было той вражды, о которой так любят говорить некоторые исследователи. Это было мирное соперничество, которое развивалось вполне добропорядочным образом.

В чём особенности венецианского Ренессанса с художественной точки зрения и чем отличается почерк каждого из трёх мастеров?

Основные особенности венецианского искусства восходят к полемическому утверждению Джорджо Вазари, что якобы флорентийцы были умелыми рисовальщиками, а венецианцы — более искусными колористами. Последнее качество роднит всех трёх наших художников; в итальянском языке прочно вошли в обиход такие обороты, как «красный Тициана» и «зелёный Веронезе». С Тинторетто никакой цвет не ассоциируется, хотя это было бы забавно: можно было бы назвать в его честь оттенок коричневого! Вероятно, дело в том, что в работе с цветами он уступал своим коллегам, — зато его живопись была очень динамичной, сильной, его манера хорошо подходила для драматичных религиозных сюжетов. Он был отличным портретистом, как и Тициан, которого, однако, отличала особая монументальность в изображении людей, выражений их лиц, экспрессии, и особенно умение передавать эмоции и пафос; его драматизм отличается от драматизма Тинторетто. Веронезе же был более деликатным, нежным, возвышенным художником; с точки зрения техники ему, пожалуй, не было равных в умении сочетать цвета (чего стоят его знаменитые цветные тени). Цвет для него был основополагающим преимуществом, но и качество рисунка было выдающимся. Вообще Веронезе и Тинторетто были одними из наиболее плодовитых рисовальщиков Венеции и всей Европы XVI в.

Неверно говорить, что венецианцы не умели рисовать, но в работе с цветом они безусловно были великолепны. Хроматические переходы, использование света — вот то, что отличает венецианскую живопись от других школ.

Этому есть какое-то объяснение?

Конечно. Венеция — город на воде, и в разное время суток она окрашивается в разные цвета: вода отражает свет. На исходе дня солнце медленно опускается за горизонт, расцвечивая стены домов закатными красками. Это видно и на некоторых картинах нашей выставки — обратите внимание на то, как изображены полы. Можно сказать, что контекст определяет наше восприятие и эстетическое развитие. Если вам посчастливится прокатиться по каналам Венеции на лодке или гондоле в солнечные дни, проплывая под многочисленными мостами, можно полюбоваться игрой отражённого света на их сводах. Можно сказать, что венецианские художники находились в постоянном контакте с природой, и даже относились к ней с прагматизмом.

Могли бы вы выбрать по одной наиболее характерной картине каждого из художников и рассказать нам немного о ней?

Конечно. Эта картина Тинторетто называется «Снятие с креста», она была написана в начале 60-х годов XVI века для церкви иезуитов в Венеции, впоследствии разрушенной. Картина хранится в Галереях Академии. До 2008 года картина никогда не путешествовала, так как находилась в плачевном состоянии, но благодаря реставрации теперь мы можем оценить всё её первозданное великолепие. Когда-то она висела в главном алтаре церкви. Орден иезуитов в то время только появился, и возможно, что это одно из первых произведений искусства, выполненных по их заказу. Так что у этой работы ещё и значительная историческая ценность.

В той же церкви работал Паоло Веронезе — и, если исходить из доступных нам свидетельств, они сотрудничали, а вовсе не соперничали. Веронезе расписывал своды, а Тинторетто работал над алтарным образом, чрезвычайно драматичным и близким с хроматической точки зрения к Веронезе, поскольку цвета помогают Тинторетто передать драматизм этой почти что двойной смерти. В самом деле, кажется, что на картине изображена гибель сразу двух персонажей: бледный лик Марии искажён страданием, от которого она лишается чувств. Она снова испытывает боль, подобную той, что пережила при рождении сына, в момент, когда его снимают с креста мёртвым на противоположной стороне холста. Зеркальные фигуры Христа и Богоматери воплощают собой и ту своеобразную «физическую» трактовку религиозности, в изображении которой Тинторетто достиг большого мастерства. Вот почему эта картина сейчас здесь.

«Сусанна и старцы» хранится в Генуе, в музее палаццо Бьянко. Я выбрал эту картину, так как её сюжет типичен для Паоло Веронезе, который написал бессчётное количество его вариантов. С одной стороны, это библейский сюжет: двое старейшин домогаются молодой женщины в момент, когда она собирается искупаться в своём саду. Сусанна отказывает им, защищая свою честь. Тогда старцы угрожают обвинить её в прелюбодеянии, за что в то время полагалась смерть через побиение камнями. Но Сусанна предпочитает смерть бесчестью.

Интересно, что Паоло Веронезе обычно ассоциируется с пышными праздниками и античной мифологией, но если посмотреть каталог его работ повнимательнее, то обнаруживается, что у него очень много картин на религиозные сюжеты. Хотя и таким сценам он придаёт значительный эротический заряд. Взгляните на статую сатира за спиной у Сусанны: дело даже не в его очевидно эрегированном фаллосе под мраморной накидкой, а в дьявольски похотливом выражении лица, с которым он взирает на объект своего желания. В то же время Сусанна выглядит как венецианская невеста тех времён: её шею обвивает жемчужное ожерелье, в ушах жемчужные серьги — непременные атрибуты тогдашнего свадебного убранства. Её волосы собраны, что также символизирует чистоту. Целомудренность Сусанны, прикрывающейся тканью, наводит на мысль об образе Венеры стыдливой, прикрывающей свою наготу и стремящейся укрыться от взглядов посторонних.

Cобачка в углу картины заходится в яростном лае, стремясь защитить свою хозяйку.

Её попытки нисколько не впечатляют двух старцев, уверенных в своей безнаказанности и не обращающих внимания ни на лай, ни на бубенцы, звон которых мы почти что можем услышать. Виноград на заднем плане говорит о том, что дело происходит в саду, где Сусанна совсем одна, и никто не придёт ей на помощь. И всё же Сусанна находит силу в Господе: жемчуг, который она носит, говорит о том, что она верная невеста Христова.

FullSizeRender (2)

«Портрет кардинала Алессандро Фарнезе», Тициан

Это портрет кардинала Алессандро Фарнезе, написанный Тицианом в 1545 или 1546 году в Риме, где художник жил в то время, работая на очень влиятельную семью Фарнезе. Эта картина хранится в Неаполе, в музее Каподимонте; в XVII-XVIII веках многие картины из коллекции Фарнезе оказались в этом музее. Кстати, этот портрет считается жемчужиной собрания, и его довольно редко вывозят за пределы музея. Благодаря столь бережному хранению он в превосходном состоянии, так что вы можете оценить выдающуюся технику Тициана. Как я уже говорил, Тициан был самым интернациональным художником из трёх. В середине 40-ых годов Фарнезе принимают его у себя в Риме. Чтобы оценить могущество этой династии, достаточно сказать, что дядей изображённого на портрете кардинала был папа римский Павел III. Так что можно без преувеличения сказать, что искусство открыло Тициану дорогу в самое высшее общество. Тициан также был придворным художником самого могущественного политика той эпохи, Карла V, императора Священной римской империи.

Именно Тициан совершил революцию в портрете, повлиявшую на последующую европейскую визуальную культуру и творчество таких великих портретистов, как Рембрандт, Франса Пурбус Младший, Антонис Мор и другие.

Тициана отличает великолепное умение передать энергетику, психологию изображаемого человека: обратите внимание на внимательный и проницательный взгляд кардинала Фарнезе, который он, кажется, обращает на зрителя.

В каких местах Венето вы порекомендовали бы побывать тем, кому интересна эта выставка? Где можно увидеть, из чего прорастает это искусство?

Естественно, начать стоит именно с Венеции. Помимо Галерей Академии и Дворца дожей, пышно украшенных теми же Веронезе и Тинторетто, в городе несметное множество церквей. Например, Сан-Себастьяно считается храмом Паоло Веронезе, а Мадонна-делль-Орто — памятником религиозной живописи Тинторетто. На материковой части Венето интересны великолепные виллы, в частности вилла Барбаро (в Мазере).

В ней можно увидеть один из величайших живописных циклов всех времён и народов — и по размеру, и по содержанию. Её фрески и сегодня исследуют учёные: смысл многих изображений до сих пор не расшифрован. Эта вилла — бесспорный шедевр мировой культуры. К счастью, она открыта для публичного осмотра. А ещё есть Верона — родной город Паоло Веронезе — и Доломитовые Альпы вокруг Беллуно, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно здесь, в Пьеве-ди-Кадоре, родился Тициан. Местные жители тщательно и с огромной любовью ухаживают за его домом, ведь это самый знаменитый местный уроженец.

Как интересно! А если взглянуть шире и отправиться за пределы Венето, какие «секретные» места вы бы посоветовали нашим читателям? Например, в провинции Верона, откуда вы родом?

Вообще-то я родился в провинции Тренто, но я много лет прожил в Вероне, учился там. Так что эти края я знаю неплохо. Здесь много прекрасных мест, приехать стоит не только ради искусства, но и за прекрасными видами, отличной кухней, хорошим вином. На мой взгляд, Тревизо всё еще недооценён туристами, хотя это очень интересный город. Не могу не упомянуть Падую; думаю, немногие слышали о Соаве, что на границе между Виченцей и Вероной. Над этим очаровательным городком высится старинная крепость. Здесь делают превосходное вино из автохтонного винограда гарганега. Он прекрасно растёт здесь благодаря климату (лето здесь прохладное). И раз уж я заговорил о винах, напомню о долине Вальполичелла и вине Амароне. Да, чуть не забыл про море: совсем рядом с Венецией есть несколько морских курортов: Йезоло, Эраклеа и другие. Не хуже можно отдохнуть и на озере Гарда — я особенно рекомендую городки Дезенцано и Бардолино. Если вы побывали в Кадоре, на родине Тициана, то обязательно посетите и Беллуно. Это действительно великолепный город с хорошей кухней. Почему бы не отобедать полентой с дичью, как, несомненно, это делал в своё время Тициан?

Пожалуй, стоит довериться вкусу великого художника. А в каких других регионах Италии вы любите отдыхать?

Мне очень нравится юг, а личные мотивы связывают меня с Флоренцией; бесспорно, это один из самых величественных городов Италии. Впрочем, и помимо Флоренции в Тоскане есть что посмотреть: Ареццо, Прато, Лукка, Сиена. Очень интересна центральная Италия, к несчастью сильно пострадавшая от землетрясения год назад. Например, регион Марке — это одновременно отдых у моря и богатое культурное наследие. В Италии много красивых мест: Рим, Пьемонт и область Ланге, Турин… Со всеми связаны те или иные этапы моей жизни, поэтому я чувствую себя вправе их рекомендовать. Если же вы любите горные лыжи, то приезжайте зимой в Трентино-Альто-Адидже.

Ключевые слова
Венеция, интервью

Похожие материалы

Эногастрономия

«Моя любовь к Италии – метафизическая», – интервью с Анатолием Корнеевым, основателем компании Simple

Посмотреть
Эногастрономия

«Приезжайте посмотреть на настоящую Италию!», — интервью с Оскаром Фаринетти, основателем Eataly

Пьемонт
Посмотреть
Культура и искусство

Что посмотреть на Венецианской биеннале

Венето
Посмотреть
Куда поехать

«Италия — это страна, в которой всюду будешь счастлив», — интервью c Мариной Лошак

Посмотреть
Культура и искусство

«Иногда мне кажется, что Пантеон построили инопланетяне», — интервью с создателем спецэффектов Андреа Папалео

Лацио
Посмотреть
Куда поехать

Лидо-ди-Венеция

Венето
Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку